Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

Аргументация Могултая впечатляет

Да оно и не только для минского романа бессмысленно. Представьте себе, что православный автор пишет роман, в котором главная положительная героиня - кришнаитка или, вернее, разделяет ключевые кришнаитские концепции (хотя она русская и живет в русском православном обществе, и государство заранее сообщало ей, что истинно православие, а кришнаизм ложен), и вот из веры в кришнаитское спасение и из благоговения перед кришнаитским гуру - обманщиком и чернокнижником, обманом вытягивающего у нее сына - она отдает ему этого самого своего сына в его кришнаитскую секту... Но тут случилось такое объективное стечение обстоятельств (героине неизвестное, она сына отдавала вовсе не из-за этих обстоятельств), что это решение оказалось меньшим злом. НА САМОМ ДЕЛЕ, если бы она его не отдала, было бы еще хуже (только она этого не знала и отдавала не потому!). Тут наш православный автор хлопает в ладоши и говорит: ну вот как оно и вышло все по лучшему из возможных на данный момент варианту. Молодец героиня, хоть и не понимала, что делает! От Господа нашего будет ей теперь щастье за добрые дела и кришнаитские молитвы. Вот такой у меня православный нравоучительный роман.
Мыслимо? (вместо православия для ЦПМ надо подставлять конфуцианство, вместе кришнаизма - буддизм).
А в XVII век такого автора перенести и православным оставить - мыслимо?
Вот такова же и обсуждающаяся трактовка... Запретить в нее верить, конечно, никому нельзя.


Тут мамое подое то, что большинство тех, к кому он обращается - знают о конфуцианстве "только название". Соответственно, кричащую непригодность этой аналогии разоблачить не могут, она не бросается им в глаза.

Ну что ж, спляшем, Пегги, спляшем. Даваайте вообразом себе, что нужно было бы сделать с православием,чтобы аналогия Могултая ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стала похоа на правду.

1. Во-первых, кришнаизм в этом случае  должен существовать бок о бок с православием веками, причем должен был иметь место период, когда он играл роль доминирующей религии (аналог эпохи Тан). И даже по прошествии этого периода кришнаитство должно быть не подозрительной страшноватенькой сектой, а повсеместно распространенной религией "для женщин и тупых", кому все тонкости православия в силу врожденного тупоумия недоступны.
Вплоть до того, что у нашего "православного автора" жена и все ее служанки сами курят палочки перед Кришной, и он не находит в этом ничего дурного - ну в самом деле, не пичкать же бедную маленькую головку Иоанном Лествичником.

2. Во-вторых, кришнаизм должен при этом конкурировать не с православием (официальной государственной идеологией, вплоть до того, что все чиновники, проходя тест на профпригодность, должны сдавать сочинения по Ветхому и Новому Завету), а с еще одной народной религией - допустим, пусть это будет иудаизм: в нем есть как раз то, что надо, двухуровневая структура, уклон в магизм - и при этом вариант "для масс" типа "Детей Ноя". И у жены на домашней божнице рядом с идолом Кришны фигурирует изобраение ковчега и радуги, она время от времени привечает иудейских гадателей и алхимиков, а православный наш автор при этом и в ус не дует.

Вы можете себе вообразить такое православие? Я нет.

Можно ли упдоблять конфуцианство авраамитической религии? Категорически нет.

Можно ли уподоблятьего вообще какой-либо религии? Над этим синологи ешут затылки уже не первое столетие. Я склоняюсь к тем из них, кто считает, что скорее нет, чем да. Конфуцианство - моральная, политическая и только в последнюю очередь метафизическая теория. Именно это "в последнюю очередь" и является обеспечением широкой веротерпимости конфуцианства. И то, что конфуцианец может восхищаться благочестием буддистки и одобрять ее выбор, а православный - не мог бы,  более чем естественно: для конфуцианства не существует страха "погубить душу". Для него существует страх погубить "синь", сердце\разум, замутить его страстями.

Если бы героиня была мужчиной, автор мог бы сожалеть о ее выборе - мужчине доступноУчение, и еслди добродетельный мужчина уходит в буддизм - это большое для общства зло, поскольку в обществе добродетельные мужчины очень нужны. 

Но когда буддизму предается добродетельная женщина - в этом нет ничего плохого, т. к. общество на этом ничего не теряет.

Апдейт. Вот вам реалия, которая почему-то никак не желает укладываться в теорию Могултая.

Дин Яокань, автор "Продолжения "Цзин Пин Мэй" (не единстивенного - но сохранившегося полностью) пишет о кармическом возмездии, постигшем Симэнь Цина и Пань Цзиньлян в следующем рождении. В предисловии к этому сиквелу он излагает свою точку зрения на то, почему автор "Цзин Пин Мэй" совредоточился на проблемах будуара:

"Моральное состояние общества и поведение добродетельных жен и праведных мужей близко соотносятся с назначением высших сановников и должной дисципиной, установленной правителями. Чтобы проследить проблему до ее истока, так, чтобы читатель понял, что бедствия народа и широкое распространение морального разложения происходят от моравльных отклонений шидайфу (чиновников-бюрократов). Разумный читатель "Цзин Пин Мэй" должен понять, что народ обречен на падение, а нравы - на изменение от плохого к худшему, если мужчины будет вести себя как Симэнь Цин, а женщины - как Пань Цзиньлян".

Примечательно здесь то, что человек, описывающий кармическое воздаяние, опирается в своих посылках на конфуцианский трактат "Да сюэ", тесно связывающий моральное состояние общества и семьи:

Древние, желая являть сиятельную Дэ, предварительно упорядочивали своё государство.
Желая упорядочить своё государство, предварительно устанавливали порядок и единодушие в собственной семье.
Желая установить порядок и единодушие в собственной семье, предварительно совершенствовали самих себя.
Желая усовершенствовать самих себя, предварительно очищали свои сердца.
Желая очистить свои сердца, предварительно делали искренними собственные помыслы.
Желая искренности собственных помыслов, предварительно в достаточной степени углубляли своё знание.

 
Subscribe

  • Почему русские не умеют в национализм

    Главный тезис этого наброса формируется просто: русский национализм - он как морская свинка, у которой, как мы помним, нет ничего общего ни со…

  • О ценностех ея

    Давайте немножко оттолкнемся от хроник скорбной Нины и обратим внимание на интересный факт: когда консерваторы затевают разговор о ценностях, из них,…

  • Культурний шок

    Я рідко сюди пишу, і саме тому покладу це тут, щоб не загубити, бо у Фейсбуці воно швидко спливе за течією часу. Я відкрила для себе ікони Любові…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments