Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

"Я сумно дивлюся на наше покоління" (с) Лесь

РУХ: А скажи мне пожалуйста, Игорь, а Курт Воннегут, он был фантаст, или так, погулять вышел, мейнстримщик голимый?
МИНАКОВ: Знаешь, на мой взгляд он не был фантастом.
ЛУКИН: А «лёд-девять»?
ДИВОВ: А «лёд-девять»?
Публика: А «лёд-девять»?
РУХ: Воннегут, вон из фантастики!..

 
Мне захотелось повернуть время вспять, поехать на Роскон и кое-кому завинтить шуруп. 
Потом я сообразила, что єто можно сделать прямщаз. Прямздесь.

Да, Аркадий: Воннегут, вон из фантастики. Именно так. И Маркес туда же. И Борхес. И Пелевин. 
Потому что пресловутое фантастическое допущение, в которое вы все вцепились как дьявол в невинную душу, жанра фантастики - как таковое, per se - НЕ ОБРАЗУЕТ. Оно прекрасно востребовано длинным списком жанров, помимо нашего любимого. Оно просто ПРИЕМ, метод, тут О. Ладыженский прав даже не на сто процентов, а на все пятьсот.

Фантастику делает фантастикой автологичность в сочетании с фантастическим допущением.  То есть, фантастическое допущение, поданное как реалистическое. Как "просто сигара".

У хороших писателей это именно прием, именно метод: архетипы, символы и метафоры изо всех сил подмигивают читателю: нет-нет, мы не архетипы, не символы и не метафоры, мы просто сигары. Нас нужно понимать очень, ну просто очень буквально. 

Это придает тексту должный заряд, должную разность потенциалов: текст источает призыв к наивному прочтению, а когда ты ловишься на крючок и начинаешь читать его наивно, металогия сбрасывает маску наивности и поражает тебя прямым в челюсть.

Текст, который изначально взывает к металогичному прочтению - не фантастика. I am a bokonist now - после этих слов нужно оставить надежду на наивное прочтение Cat's craddle.

Но это очень тонкая игра. Написать металогичный текст с закосом под автологичный - сложнее, чем написать просто металогичный текст и на два порядка сложнее, чем написать просто автологичный. Поэтому у нас так мало в фантастике качественных текстов: хорошие писатели сваливаются в откровенную металогию - и здравствуй, мэйнстрим, а, скажем так, не очень хорошие клепают просто автологичные тексты, без затей - и стеллажи забиты армадовскими "горчичниками".  

Причем заметьте: хорошие тексты, сорвавшиеся в металогию, из жанра "вымываются", потому что читатель начинает позвоночником чувствовать, что тут что-то не то - а плохие в нем остаются и прекрасно себя чувствуют, потому что 80% читателей способны только на наивное прочтение. 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments