Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Умереть не встать

Отмечу, что герой книги - вполне нормальное существо для 1640-х годов и всей той эпохи. Порядочное, незлое и даже до известной степени жалостливое - Янкеля вот пожалел. А резней чужаков (в том числе иноверных и инородных общин, с которыми начал вооруженный конфликт) вкупе с детьми малыми в это время было почти никого в Европе не удивить, - это время Тридцатилетней войны. Гарантии для мирных были введены в обычай в Европе в течение следующих ста лет.

И сами поляки всю эту компанию со всеми ее делами рассматривали тогда не как каких-то нелюдей или зверей, а как вполне договороспособное и разговороспособное сообщество.

Для евреев Украины хмельничина была большой резней, но тут не было ничего, что как-то выходило бы за представления времени и места о том, что можно делать в таких случаях.

Насчет героя фильма не знаю, не смотрел, но трудно себе представить, чтобы Бортко снял что-то большее, чем творилось у Гоголя и в реальности. Он и одной десятой этого снять бы не мог. А если б кто-то поставил в кинотеатры документальное кино о ребятах Тилли, то народ начал бы орать в голос после первых же 10 минут.
__________________________________

Ну, опустим тот фат, что чувак путает реальных поляков и казаков с книжными. Остановимся на книжных.
Итак, образ действий существа "порядочного, незлого".

— Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам? — Негде погулять, — отвечал кошевой, вынувши изо рта маленькую трубку и сплюнув на сторону.
— Как негде? Можно пойти на Турещину или на Татарву.
-Не можно ни в Турещину, ни в Татарву, — отвечал кошевой, взявши опять хладнокровно в рот свою трубку.
— Как не можно?
— Так. Мы обещали султану мир.
— Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов.
— Не имеем права. Если б не клялись еще нашею верою, то, может быть, и можно было бы; а теперь нет, не можно.
— Как не можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь — не имеем права; а ты говоришь — не нужно идти запорожцам.
— Ну, уж не следует так.
— Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого черта мы живем? растолкуй ты мне это. Ты человек умный, тебя недаром выбрали в кошевые, растолкуй ты мне, на что мы живем?
Кошевой не дал ответа на этот запрос Это был упрямый козак. Он немного помолчал и потом сказал:
— А войне все-таки не бывать.
— Так не бывать войне? — спросил опять Тарас.
— Нет.
— Так уж и думать об этом нечего?
— И думать об этом нечего.
«Постой же ты, чертов кулак! — сказал Бульба про себя, — ты у меня будешь знать!» И положил тут же отмстить кошевому.

Я намеренно привожу не тот кусок, где Тарас Бульба устраивает резню и погром, а тот, где он совершает самое страшное (по идее) с точки зрения "вавилонца" преступление: требует от кошевого атамана нарушить клятву, а когда тот отказывается - организует "оранжевую революцию" с последующим спектаклем "возвращения на Сечь казаков с Гетьманщины" и нарушение мира уже с Короной. Помните, какой город и из каких соображений осаждают казаки? "Войско решилось идти прямо на город Дубно, где, носились слухи, было много казны и богатых обывателей".

Дубно - город на Волыни, преимущественно православный. Кстати, раскройте карту Украины и прикиньте, где Волынь, а где Гетьманщина. Т. е. "преступления ляхов" на северо-востоке Украины, запорожцы ломанулись карать на Запад. Потому что там было много "казны и богатых обывателей".

Так вот, Тарас Бульба, оказывается, незлое и порядочное существо. А я, значит, злое и непорядочное.

Поистине, этот Энди Такер должен как-нибудь предоставить народу диаграмму своей совести.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments