Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

Разница между религией и колдунством

Перенос разговора из этой темы.

http://morreth.livejournal.com/1346857.html?view=29269033#t29269033

В ходе обсуждения выявилось следующее. Люди, которые оппонируют Яну Валетову - сплошь христиане и знают предмет изнутри.
Ян - просто интеллигентный человек и знает предмет снаружи. Зная предмет сугубо снаружи, он спорит о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел.

Поскольку некогда я знала предмет тоже сугубо снаружи, я прекрасно понимаю точку зрения Яна - всемогущий Бог такая же фиктивная конструкция, как и какой-нибудь дух прадедушки. Раз между двумя фиктивными конструкциями разницы нет - ее нет и между теми, кто в них верит.

Между тем, она есть - и совершенно отчетливая. Простому обывателю можно ее игнорировать, писателю - нельзя. Писатель должен понимать людей - и верующих, и суеверных. Даже когда писатель сам свободен и от веры, и от суеверия, для него они должны быть реальны как социопсихологический феномен. И этот феномен нужно знать.

Рассмотрим для начала случай суеверия, как более простой. Отчаявшаяся женщина заклинает железный замок именем Иисуса Христа. В ее представлении действия, которые она совершает над замком являются символом того, что она хочет совершить над человеком. Замок символизирует волю того, кого она хочет заклясть, горячая вода, переходящая в холодную - неизбежность того, что совершится с человеком: он так же верно перестанет пить, как верно остывает горячий до этого замок. Мы видим, Ян, сознание прежде всего ПОЭТИЧЕСКОЕ. Действо над замком - это овеществленная метафора (замок - человек, его воля), заклинание - паралеллизм (как остывает замок, так "остывает" к спиртному человек). Во что верит человек, предающийся такому поэтическому способу воздействия на реальность? Во власть _слова_ и _образа_.

Это так называемый донаучный или пранаучный способ познания мира. Древние были не глупее нас, они просто знали меньше. Они знали, что реальность и язык как-то связаны, и это знание было совершенно верно. Они отдавали себе отчет в том, что язык описывает реальность - но полагали эту связь двусторонней: описывая реальность, язык одновременно влияет на нее. То, что звучание слова "камень" совершенно произвольно и никак не связано со свойствами камня - продукт уже позднейшего времени, когда мышление стало более абстрактным. А для поэта-язычника очевидно,что все связано со всем, и если что-то не связано с чем-то, то это лишь значит, что связь нам не видна. Поэзия "завораживает" людей - древние знали это из опыта, когда заслушивались преданиями в исполнении шаманов и сказителей. Значит, поэзия должна завораживать и духов, и предметы.

Верование в то, что имя человека или изображение человека дают власть над самим человеком - распространялось и на духов предков (которые, в конце концов, тоже бывшие люди), и на более могущественных духов. Обратим внимание на упоминание Христа в контексте этого заклинания. Иисус Христос - точней, его имя - является как бы "замковым камнем" заклинания, построенного на метафоре и паралеллизме. Автор заклинания "скрепляет" его именем самого могущественного духа из всех известных ему. В этом контексте действительно все равно, Христа призывать, Ктулху или богиню Гуаньинь - знание имени дает власть над духом, и дух никуда не денется, скрепит заклинание.

Если же заклинание не сработало, значит, была допущена какая-то "техническая" ошибка в процессе - неправильно воду закипятили, не тем концом замок кинули, да мало ли. На худой конец, можно подобрать имя более могущественного духа.

Это - магический подход, подход суеверия. Подход, при котором власть имеющий человек (колдун, шаман) ПРИКАЗЫВАЕТ, а реальность ПОДЧИНЯЕТСЯ.

Отношения верующего со своим богом (давайте пока не трогать авраамитские религии) - радикально отличны от этого. Верующий прекрасно осознает, что бог - Юпитер, Аматэрасу, Шива - не побежит по свистку гарантировать выполнение заклинания, созданного магом (шаманом). Богу нельзя приказать, бога надо упрашивать. И появляется другая форма взаимодействия - молитва. Она _может_ носить тот же характер, какой носят отношения "подчиненный-начальник" у людей: если начальнику сделать немного приятно, начальник тоже пойдет навстречу. Поэтому молитва сопровождается песнями, танцами, ритуальными совокуплениями, жертвоприношениями. Мы сделаем приятно богу, - он сделает приятно нам. Do ut des, как сформулировали римляне, самые трезвомыслящие и прагматичные среди язычников.

Это уже ВЕРА, а не суеверие. Человек тут находится в совершенно иных отношениях с реальностью - он, как и реальность, является подчиненным бога, и он просит высшую инстанцию повлиять на свои обстоятельства. Такая вера может содержать в себе рудименты магизма. Богу нельзя приказать, но его можно обмануть. Ритуальные пляски-кагура (Япония) имитируют вызов богини Аматэрасу из пещеры, разыгрывая мистерию древнего обмана, когда богиню выманили на зеркало. Сами плясуны уже не верят в то, что богиня купится на один и тот же трюк дважды - они просто своими танцами "делают приятно" богине.

Авраамитская вера полностью отказывается от претензий на то, чтобы Бога обмануть или подкупить. Она сохраняет личностный аспект отношений с Богом - с ним можно вступить в диалог, можно у него чего-то ПОПРОСИТЬ. Например, попросить, чтобы раб Божий А. перестал бухать. Но авраамитический верующий, в отличие от язычника, знает, что Бог не будет нарушать свободную волю раба божьего А. И если раб божий хочет бухать - Бог тут помочь бессилен. Он может, направив обстоятельства, на какой-то момент лишить А. доступа к спиртному, либо устроить А. наглядный урок на тему "что с тобой будет, если ты и далее будешь бухать", либо послать А. потрясение, после которого А. решит, что ну его на хрен бухать - но при всех этих раскладах А. волен все-таки выбрать бухалово, и Богу останется только развести руками (символически).

Более того, авраамитический верующий также знает то, что знает и язычник - Бог свободен вообще не отозваться на молитву. Допустим он уже решил предоставить А. его судьбе. Допустим, он, будучи сердцевидцем, знает, что воля А. предаваться Ивашке Хмельницкому пребудет неизменной до самой смерти, и вся польза, которую А. может принести - это урок другим на тему "что бывает с пьяницей". Се ля ви.

Поэтому верующий не будет предаваться фокусам с замками.

Но. В повседневной жизни мы редко находим в людях, номинально христианах, sensus fidei, который обусловливает именно такое отношение к Богу и вере. Как показывает та же вырезка, превалирует даже не продвинуто-языческое, а примитивно-языческое отношение к действительности. Причем то же самое мы наблюдаем и в буддизме, и в конфуцианстве. "Высокий буддизм", чуждающийся ворожбы и заклинаний, относительно редкое явление. Конфуцианство, не обремененное синкретизмом, чистая дисциплина ума и духа - также удел немногих.

Полагаю, дело тут в том, что вера, даже языческая, подразумевает некую духовную взрослость. Верующий отдает себе отчет в том, что он не может приказать своему сверхъестественному контрагенту - а это предполагает априорное смирание, согласие на то, что тебе в просьбе могут отказать.

Ребенок не готов принять отказа. Сознание, которое требует гарантированных магических приемов, не считающихся со свободой воли мужа (употребляемой во зло, но свободой) и со свободой воли Бога (или бога, или духа, как угодно) - сознание детское. И суеверия изобретаются, процветают и передаются от одного к другому именно в детской среде. Всякий, кто помнит свои детсадовские/ранние школьные годы, помнит множество суеверий и ритуальных запретов, которые нужно было соблюдать: нельзя касаться ритуально нечистых предметов, нельзя, скорчив гримасу, не "смыть" потом ее со своего лица - иначе лицо так и останется искаженным на всю жизнь; нельзя наступать на люки и трещины в асфальте - милиция заберет... и так далее. Содержание меняется от поколения к поколению, суть остается прежней.

Магизм - это детство ума.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments