Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

И снова к вопросу о пиратах

Наши издатели очень мучительно и долго доходят до одной простой вещи:

КНИГА И ТЕКСТ - ДВА РАЗНЫХ ТОВАРА, ОБЛАДАЮЩИХ РАЗНЫМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ СВОЙСТВАМИ.

Как йогурт и упаковка к нему, например.

Или как фильм на ДВД и услуга "Просмотр фильма в кинотеатре".

Давным-давно я не удержалась и просмотрела на ВХС (тогда еще не так распространен был в наших палестинах ДВД-формат) экранку "Братство кольца" еще до премьеры. На пиратском ВХС, конечно, других не было.

Много ли потерял Питер Джексон на этом акте вандализма? Ничего. Я ходила на ВК четыре раза. На каждую серию.

Не так давно я в порядке превью посмотрела "Соломона Кейна". Начиная с 10-й минуты смотрела ради лулзов, в кино не пошла, сэкономила 20 грн. Зато пошла на нового Джексона, "Милые кости", которые были на том же ДВД.

То есть, благодаря все тем же пиратам Джексон в очередной раз отстриг от меня купончик, а создатели "Соломона Кейна" получили дулю. Ибо, давайте уж начистоту, "Соломон Кейн" - ужасающее говно, а Джексон снимает хорошие фильмы. И эти фильмы хочется, во-первых, смотреть на большом экране в компании друзей, а потом обсуждать в кафе или в парке, а во-вторых, иметь в ДВД-формате как можно лучшего качества.

То же самое можно сказать о книгах. Хорошую книгу хочется иметь в формате ТЕКСТ и в формате КНИГА. В формате ТЕКСТ - чтобы говорить о ней в Сети, мгновенно находить нужные места и цитировать, чтобы, в конце концов, работать с ней как с текстом (ибо мы, филологи, с текстами именно что работаем). В формате КНИГА - чтобы не спеша и с удовольствием перечитывать, валяясь на диване.

Издатель бумажной книги заинтересован в том, чтобы его товар продавался. А товар он производит в формате КНИГА. Производственный цикл заточен под это. Это не хорошо и не плохо, это реальность, данная нам в ощущениях.

Еще одна реальность, данная нам в ощущениях - массовый переход читателей на формат ТЕКСТ. Это тоже не хорошо и не плохо, это поступь прогресса. По этому поводу можно биться головой апстену, устраивать демонстрации, писать челобитные Януковичу - этот факт не изменится от наших жеремиад: люди все меньше заинтересованы в КНИГЕ КАК В УПАКОВКЕ ДЛЯ ТЕКСТА. ТЕКСТ научился существовать сам по себе. Теперь, чтобы продать товар формата КНИГА, приходится идти на ухищрения, довешивать текст оформлением, версткой, обложкой, рекламой. Это напряжно, это затратно, это неизвестно окупится или нет. Но это неизбежно - потребители КНИГИ, к коим причисляю себя и я, все более придирчивы к качеству "упаковки", потребители ТЕКСТА упаковку просто игнорируют.

Это обваливает продажи, несомненно. Но давайте посмотрим в лицо еще одной неприятной правде: какого рода книги - сейчас я буду говорить ТОЛЬКО о массовой литературе - поддерживали эти продажи последние несколько лет?

Будем честны сами с собой: одноразовые книги. То есть, книги, которые полностью исчерпывают себя после одного прочтения. И издатели бумажной литературы были заинтересованы в создании такой ситуации и изо всех сил ее поддерживали. Одноразовая книга делает оборот продаж быстрым - проглотив одну, читатель быстренько бежит за другой, и чем быстрее глотает, тем быстрее бежит. Таим образом, в книге, над которой читатель "зависнет", к которой будет возвращаться снова и снова, издатель не заинтересован - а заинтересован в литературном доширвке, который проходит через сознание читателя, не зацепляясь ни за одну извилину и освобождая место для следующей порции. Все мы знаем, какое именно издательство даже специализируется на выпечке этого доширака, отыскивая на Самиздате МТА, готовых продаваться за чечевичную похлебку.

И тут оказалось, что электронная книга делает цикл еще короче, и читатель уже не заинтересован в покупке этой лапши на бумаге. Он идет на тот же Самиздат и скачивает лапшу на ебук непосредственно. А в производство бумажной лапши уже вложены деньги. А список Роскона за 2010 год насчитывает свыше 500 наименований - это только те, кого решено номинировать, а сколько еще толпятся у порога? А производственный цикл уже заточен под лапшу. Беда.

И тут вступает в силу тот же фактор, который сработал при выборе Джексон vs "Соломон Кейн": когда денежный ресурс ограничен, тратишь его на хорошее. И если одноразовый товар стоит столько же, сколько и хороший... ну, вы поняли. Нельзя продавать презервативы, чипсы и туалетную бумагу по цене одежды, обуви и мебели. Законы рынка непоколебимы: никто не хочет за дешевку платить дорого. Кто хочет постоянного ровного спроса на БУМАЖНЫЕ книги - пусть печатает лонгселлеры в хорошем оформлении. Кто хочет нарубить денег с оборота - пусть ищет способ удешевлять производство .

А кто думает, что я неправа - пусть глянет , кто подписался под воззванием. Неодноразовые книги пишут только: Громыко, Трускиновская, Панкеева, Лазарчук, Гурова. С натяжкой можно причислить туда Лукьяненко - да, сейчас это та же лапша, но "когда-то он был велик". Итого - пять человек _ один с натяжкой из полутора сотен. Остальные, включая автора воззвания - честные поставщики доширка, половина из которых работает на все той же всем известной дошираковой фабрике.

И наконец. Я не великий любитель диагнозов по юзерпику, но юзерпик автора воззвания, ИМХО, говорит нам о многом:



Ну да, вот именно так и написаны все эти книшшки. И если все они накроются яшмовой вазой - то мне почему-то будет совершенно не жаль. Hoist the colours high!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments