Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

Снова приятное с ФБ

Статья фэндома "Семь самураев" о фильме и его ремейках.

Название: Обзор римейков на фильм Акиры Куросавы
Автор: fandom Samurai 7 2013
Бета: fandom Samurai 7 2013
Форма: фандомная аналитика
Категория: джен
Рейтинг: PG
Размер: 2195 слов
Примечание/Предупреждения: специфическое чувство юмора автора
Для голосования: #. fandom Samurai 7 2013 - работа "Обзор римейков на фильм Акиры Куросавы"

— Классификация моих картин на современные или исторические несколько схематична. Форма всег­да зависит от темы. Есть темы, которые легче подни­мать в форме исторических лент. Например, «Расёмон» — фильм современный, но оправленный в исто­рические рамки. Мы живем в определенном обществе, и поэтому, естественно, мои фильмы на исторические темы обращаются к современности. Разница в том, что в исторических фильмах присутствуют элементы зрелищности, которые всегда важны в кино. Кроме того, актуальные события нельзя показывать слишком жестоко. Публика была бы шокирована, если представить ей чересчур жестокую версию современ­ной действительности. Для того чтобы публика при­няла жестокость, нужно прибегать к историческому ореолу.

Акира Куросава

Один из известнейших фильмов Куросавы «Семь самураев» (1954) задумывался автором как хроника одного дня из жизни самурая, завершающаяся обрядом харакири из-за незначительной оплошности, совершённой в течение дня. Однако хороший сценарий из этой истории никак не получался, и режиссёр отдал приказ съёмочной группе заняться поисками исторических фактов из эпохи древней Японии. Тогда-то и появился сюжет о самурае, который нанялся защищать крестьян от разбойников за пищу и жильё.

В 50-ых годах 20 века Япония уже не была под оккупацией Америки, но тем не менее находилась под сильным её влиянием, что сильно (и во многом негативно) сказывалось на жизни японцев.
Многие фильмы цензура просто не пропускала, если считалось, что произведение каким-либо образом порочит Америку и навязывает негативное мнение о ней. Кроме того, после войны Япония находилась в упадке и постепенно стала утрачивать прежние культурные ценности и традиции, начав подвергаться глобализации.

Акира Куросава интересовался историей Японии и был придирчив к достоверности как никто. Он мог уволить костюмера за одну неверную деталь одежды. Впрочем, он был жёстким человеком во всём, что касалось съёмок фильма. За такое деспотичное поведение журналисты даже прозвали его «Император» (как раз где-то во время съёмок фильма «Семь самураев»). Куросава был перфекционистом и свою работу мог делать долго, не считаясь с бюджетом и временем, отчего часто имел проблемы с продюсерами и кинокомпанией «TOHO». Однажды он работал в команде над проектом с жёсткими временными рамками. После этого Куросава сказал «больше никогда» и даже не включил этот фильм в антологию своих картин.
В общем, если бы он пошёл на первую ФБ, то контент сделал бы только к пятой, зато очень качественный.

Съёмки фильма шли очень напряжённо. Во-первых, кинокомпания была уверена, что они уже почти банкроты (с постоянными расходами Куросавы). Во-вторых, одолевали постоянные трудности, съёмки той же финальной битвы несколько раз приходилось останавливать из-за того, что не хватало лошадей, Куросаве не нравились отснятые эпизоды, приходилось переснимать.
Но Куросава работал с проверенными людьми. Самый яркий случай - Тосиро Мифунэ, который к тому же был его другом. Куросава всегда восхищался актёрским мастерством Мифунэ и совал во все свои фильмы на главные роли. Сначала Мифунэ вообще должен был играть Кюдзо, но впоследствии ему отдали более сложную роль — Кикутиё.
Также другом Куросавы был актёр Такаси Симура (Камбэй Симада). Он тоже сыграл много главных ролей в его фильмах.
По сути с Куросавой могли работать только его друзья, потому что они могли простить ему постоянные задержки жалования ради очередного шедевра. Впоследствии Тосиро Мифунэ всё-таки не выдержал и прекратил работать с Куросавой. Относился он к нему хорошо, но есть ему тоже хотелось.
А вот Ёсио Инаба, сыгравший Катаяму Горобэя, имел самый маленький актёрский опыт, и от Куросавы ему постоянно доставалось. То ли действительно плохо справлялся, то ли Куросава нашёл на ком срываться.

В итоге вышло нечто весьма эпичное, затронувшее даже запад.
Поэтому запад собрался и адаптировал фильм под себя Дикий Запад. Самураи стали ковбоями, а из Японии место действий перенеслось в Мексику, которая тогда граничила со штатом Техас, уже принадлежавшим США.

Юл Бриннер
Родился во Владивостоке. Жил во многих странах, но в результате остался в США, где стал сначала актёром театра, а позже - кино.
Именно он выкупил права на фильм Куросавы «Семь самураев» и сыграл там роль Криса Адамса, прототипом которого был Камбэй Симада.
Фильм «The Magnificent Seven» (именно так перевели название фильма Куросавы в Штатах) имел ошеломительный успех, даже больший, чем у оригинала, в том числе и в СССР.
В отличие от философской неторопливой драмы Куросавы, воспринимаемой не всяким зрителем (в том числе из-за иного менталитета), «Великолепная семёрка» Стерджеса была динамичным боевиком с интересным, захватывающим сюжетом, стрельбой и ковбоями.
Вместо самураев с их честью, гордостью, готовностью к смерти пришло иное видение, иные традиции. Ковбои тоже готовы к смерти, но не так покорны ей, как самураи. Долг самураев с их служением господину до конца стал в интерпретации Дикого запада контрактом, который свободные от всего, не знакомые с понятием долга ковбои сами выбрали и придали ему важность, хотя могли бы просто бросить крестьян.
Что интересно, бандиты в «Великолепной семёрке» персонифицированы, то есть имеют имена, личности. А некоторые даже весьма харизматичны в отличие от персонажей фильма Куросавы, где бандиты делились на тех, у кого есть лошадь, тех, у кого нет, разведчиков и пленных... ах да, ещё мёртвых. Бандиты в фильме Куросавы даже не имеют имён — это у японцев означает презрение.
Дон Кальвера (предводитель мексиканских бандитов) наделён индивидуальностью подонка со своим непростым характером и мнением о жизни. В какой-то мере по сравнению с бандитами Куросавы Кальвера несколько гротескный отрицательный герой, что выражается в каждом его поступке с самого начала фильма.

В отличие от японского фильма съёмки западного шли с огоньком.
Начать с того, что мексиканские чиновники выдали разрешение на съёмку фильма при том условии, что крестьяне в фильме обязательно должны быть одеты в чистые белые рубахи. Иначе это очень унижает их достоинство. Ещё был удалён момент, где крестьяне обращаются за помощью. Безусловно, это тоже очень их унижает. Местные власти посчитали, что мексиканцы выглядят неспособными себя защитить. Что делает сцену, которая в итоге осталась в фильме, ещё более интересной, потому что крестьяне обращаются к Крису с просьбой о помощи в покупке оружия, с которым не умеют обращаться. Кроме того, они потребовали, чтобы сценарист Уолтер Ньюман заранее выехал на место съёмок, познакомиться с жизнью мексиканских земледельцев, но Ньюман отказался. Изменения в сценарий вносил Уолтер Робертс, и они были достаточно значительны, чтобы он получил место в титрах как соавтор сценария, однако Ньюман не захотел быть «соавтором» своего сценария и в итоге самовыпилился совсем снял своё имя из титров.
Далее Стив Маккуин очень хотел сниматься в фильме, но его отказались отпустить со съёмок телесериала «Разыскивается живым или мёртвым». Маккуин, однако, разбил машину и, сказавшись больным, снялся в «Великолепной семёрке» в тайне от телестудии. Вот так он и стал дезертиром.
Ну, и совсем эпик-вином во всех смыслах стала история соперничества Бриннера и сбежавшего Маккуина.
Бриннер, который был ниже ростом, чем Стив Маккуин, строго следил, чтобы в кадре с Маккуином он выглядел выше. Для этого на том месте, где должен был стоять Бриннер, насыпался холмик земли. Маккуин, проходя мимо таких холмиков, из вредности каждый раз их притаптывал. Бриннер и Маккуин постоянно соперничали в кадре: Маккуин нарочно «перетягивал на себя одеяло», сдвигая шляпу на затылок или на переносицу или делая ещё что-то необязательное, но хорошо заметное камере. Бриннера это очень раздражало, он даже нанял специального ассистента, чтобы тот считал, сколько раз во время съёмок Маккуин без необходимости поправит шляпу.

Благодаря своему успеху Семёрка получила несколько продолжений, но, к сожалению, они уже не были настолько же хороши, как первая часть. Мы их вообще не упоминаем.

В 2004 году вышла игра Seven Samurai 20XX (20XX 七人の侍 20XX: Shichinin no Samurai) — игра для PS2, Sammy Studios
Ее история и концепция основывается на фильме Куросавы «Семь самураев». Право на создание игры дали Kurosawa production, дизайном персонажей занимался французский художник Мебиус, а музыкальным композитором являлся Рюичи Сакамото.
Игра — пересказ «Семи самураев» в футуристической обстановке. В ее сюжете допущены некоторые вольности для лучшего соответствия атмосфере будущего. Дизайн игры совмещает аниме-стиль и современный стиль.
Игра следует за семью самураями по мере того как они борются с огромной армией мутантов, киборгов и других нелюдей, для того чтобы принести мир тем, кто в нем нуждается.
Игрок берет на себя роль Натоэ, воина-самурая, и направляется в различные районы постапокалиптической Японии для борьбы с сотнями врагов. Он владеет двумя мечами в стиле, известном как нито-рю.
Год 20XX, Япония. Люди и гуманоиды, причем последние — мутанты, киборги и роботы, поддерживают хрупкое равновесие в большом безымянном городе, несколько похожем на пост-апокалиптический Токио, где сила и баланс регулируются большой структурой, известной как Steeple of light. Его источник власти — юная девушка, прозванная Дитя Небес. Ребенок был украден гуманоидами для того, чтобы нарушить баланс и спровоцировать войну, но пропал из плена. Несколько крестьян укрыли ее, вроде как намереваясь потребовать выкуп за нее в городе. Когда гуманоиды и различные Агенты города намереваются получить девочку и ее Священный Камень, крестьяне быстро осознают опасность и ищут самураев (в игре известных как охотники), чтобы те защитили их.


В том же 2004 году в честь 50-летия фильма Акиры Куросавы «Семь самураев» студия Gonzo выпустила аниме «Samurai 7».
Герои обрели новую жизнь.
Сюжет претерпел значительные изменения. Теперь Симада Камбэю предстояло сражаться не только с бандитами, но и противостоять самому правительству страны, чтобы защитить всех, кому он это пообещал. Зря он это.
Действие аниме происходит в альтернативной футуристической Японии с элементами стимпанка и меха. Эпоха же вообще больше соответствует Эдо, а не Сэнгоку Дзидай, как в фильме Куросавы. Сюжет растягивали как могли.
Адаптация фильма закончилась на 16 серии, далее началась чистая авторская задумка без намёка на Куросаву вообще. Ключевым противником стал персонаж, которого в оригинале не было вовсе.
Была добавлена своя доля европеизации и фансервиса.
Герои тоже были изменены от дизайна до характера. И кажется, что там есть даже своё влияние «Великолепной семёрки». Автору статьи кажется, но он объяснит.
Симада Камбэй из аниме сочетает тонкую восточную мудрость прототипа Куросавы, но вместе с тем ему присуща рискованность и пафосность ковбоя Криса. Многие замечают, что его конфликт с Укё в чём-то похож на конфликт Криса и Кальверы. В частности, Укё тоже яркий харизматичный персонаж, также со своей философией.
Ситиродзи в чём-то похож на Маккуина даже внешне (видимо, совпадение). Он предан Камбэю той японской преданностью, что и Ситиродзи в фильме, но он более смел и находчив, общителен и ярок. Красавчик, что сказать.
Кюдзо из аниме взял от Кюдзо из фильма мастерство меча, а от Брита своеобразную гордыню и обособленность. Очень многие фанаты почему-то автоматически записывают Кюдзо в иностранцы и поддерживают всеми силами эту теорию.
Горобэй взял от Горобэя Куросавы весёлый нрав, любовь к шуткам и японскую дисциплинированность и подчинение начальству (то самое служение). От Гарри же он взял жажду наживы, мошенничество и поразительную находчивость и жизнерадостность а также раздолбайство и гениальные идеи, выносящие мозг окружающим. Игрок. Игрок по жизни, как и Гарри.
Хэйхати Хаясида. Весельчак и любитель поесть, но с очень сильным чувством справедливости и неприятием предательства. Предательство взялось из ниоткуда, но само морализаторство вместе с весёлым нравом (когда Горобэй в фильме привёл Хэйхати, он сказал Камбэю: «Ну, он не очень хорошо дерётся, но зато он смешной») оказалось интересным сочетанием.
Кацусиро и Кикутиё взяли своё начало от сответствующих персонажей фильма Куросавы и Чарли из «Великолепной семёрки». Так, поступки Кацусиро стали более опрометчивыми, он позволял себе больше вольностей по сюжету, чем послушный старшим Кацусиро из фильма. Кикутиё же стал более напоминать ребёнка и даже в какой-то мере обзавёлся, как и Чарли, дамой сердца из деревни.
Были олдфаги любители Куросавы, не оценившие аниме, ведь идея Куросавы была полностью изменена и переработана. Не говоря уже о новом дизайне, где юбки крестьянок не то что не закрывали щиколотки, но хорошо если вообще что-то закрывали где-то. Однако были и те, кто оценил переложение как отдельное произведение и полюбил героев.

Во время работы над аниме «7 самураев» студия Gonzo работала также над аниме «Gankutsuou: The Count of Monte Cristo», более известным как «Граф Монте-Кристо» по одноимённому произведению Дюма.
Многие отмечают, что граф внешне похож на Камбэя Симаду из «Samurai 7». Хотелось бы ещё спросить, как им работалось над двумя работами сразу, потому что количество косяков в Samurai 7 огорчает и веселит, вгоняя в фэйспалм. Седьмая серия в фандоме считается особенно упоротой в плане графики и вообще апофеозом укура и раскрывающей тему наркотических веществ. Не менее примечательны такие косяки, как внезапно исчезающий протез руки Ситиродзи, становящийся настоящей рукой, исчезающая борода Камбэя, наличие у Кюдзо трёх мечей и наличие вообще двух Кюдзо в кадре. Такое ощущение, что авторы работали в режиме ФБ в двух командах сразу.


Аниме стало самостоятельной частью франшизы, абстрагировавшись от фильма Куросавы, и зажило своей жизнью, обзаводясь собственными римейками.
По аниме выпустили несколько новелл, где рассказывалось прошлое некоторых персонажей (Хэйхати, Горобэя, Укё).
В 2005-ом году вышла манга «Samurai 7» от Мизутака Сухоу (2 тома).
Герои отличались по дизайну и характеру, но также были во многом похожи, даже более, чем предшественники из фильмов. Такое ощущение, что мангаке просто было лень нарисовать героев в оригинальном дизайне, в то время как меха выглядят совершенно идентичными анимационным.
Однако главным героем манги стал Кацусиро — мальчишка, сбежавший из богатого дома и желающий стать самураем. Само же действие разворачивается на одной из космических колоний Земли после окончания межзвездной войны. Привет, Звёздные войны. Так же деревня, на которую нападают механические бандиты (но здесь уже нет Укё и не участвует правительство), и семеро защитников. Постапокалиптический город тоже есть. Не такой красивый, как в аниме, и в данной истории имеющий кажущиеся странными в данном контексте элементы реального мира, проявляющиеся в дизайне или поступках.
События в манге развиваются очень быстро (ну всего 2 тома же), и история выглядит несколько скомканной и простоватой, зато раскрываются некоторые подробности биографии персонажей. Так, Горобэй служил офицером, Кюдзо родился в военное время и убивал с детства, а собственно сам Кацусиро сбежал от влиятельного отца, имеющего на него какие-то виды в будущем, дабы распоряжаться этим будущим самому. Как маленький бонус, манга передаёт привет произведению Куросавы в первом томе, форся постером с Кикутиё на одном из рекламных плакатов города.
Subscribe

  • Почему русские не умеют в национализм

    Главный тезис этого наброса формируется просто: русский национализм - он как морская свинка, у которой, как мы помним, нет ничего общего ни со…

  • О ценностех ея

    Давайте немножко оттолкнемся от хроник скорбной Нины и обратим внимание на интересный факт: когда консерваторы затевают разговор о ценностях, из них,…

  • Культурний шок

    Я рідко сюди пишу, і саме тому покладу це тут, щоб не загубити, бо у Фейсбуці воно швидко спливе за течією часу. Я відкрила для себе ікони Любові…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment