Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

Судя по обсуждению предыдущего постинга

многие не въехали в принцип "спасти кошку".

Этот принцип заключается в том, что герой оказывает благодеяние кому-то абсолютно чужому, кому он ничем не обязан.
Это сразу приподнимает героя над большинством. Ибо, каксправедливо заметил Господь, если мы любим любящих нас - то что в этом такого особенно праведного? Не то же ли делают и мытари?

"Спасение кошки" - не о том, отвечать ли кулаком на оскорбление или защищать ли своих детей. Как только речь заходит о любых "своих" - хопа, это уже не "спасение кошки".

Когда Лоуренс Аравийский возвращается в пустыню не просто за совершенно чужим для него арабом, а за самым негодным бойцом из всей команды - это "спасение кошки". Был бы он ценным бойцом, можно было бы предположить корыстный мотив, но он просто шваль - а Лоуренс за ним возвращается и спасает.

Когда товарищ Сухов откапывает Саида, не зная, уйдет ли тот миром или попытается ограбить и убить спасителя - это "спасение кошки".

Когда Камбэй Симада обезвреживает бандита, взявшего ребенка в заложники - это "спасение кошки": ребенок, его родители-крестьяне и бандит, все они ему никто.

Когда Грязный Гарри перехватывает грабителей банка, хотя это не его работа, он занят совершенно другим расследованием - это "спасение кошки".

Когда Питер Паркер вступается за младшеклассника перед здоровенным спортсменом и - нота бене! - получает от него по шее, потому что на тот момент он еще не Человек-Паук, а хилый задрот - это тоже "спасение кошки", причем более значимое, чем у Грязного Гарри. Гарри перехватывает грабителей, потому что он ковбой-коп, он не может иначе, а Питер Паркер превозмогает себя, чтобы противостоять здоровенному кабану.

А когда чувак вваливает шпане, которая сказала кривое слово его дочери - это не "спасение кошки". Во-первых, с дочерью бы ничего фатального не случилось от того, что ее назвали овцой. Во-вторых, она не чужой герою человек, и этот поступок никак не возносит его над массой в плане добродетели: все мы склонны вступаться за своих, а если уж силушка есть,то как бы и сам осьминог велел.

Сценаристы хотели "спасти кошку", но у них не получилось - учебники они либо не читали, либо читанное забыли, а верхним чутьем таких штук они не ловят. Они не знают, в чем суть приема "спасти кошку" и зачем он нужен.

А нужен он:

а) Показать, что герой возвышается над массой не в смысле физической силы (или НЕ ТОЛЬКО в этом смысле), а и в смысле морального превосходства.
б) Показать, что он - вершитель своей судьбы, ее актор. Если "кошка" его родственник/друг/значимый для него объект, то ее спасение обусловлено этой ценностью для героя. То есть, поступок героя обусловлен внешним по отношению к нему фактором. Вселенная подвергла эту ценность героя опасности - и герой реагирует. Опа, он уже не актор, не делатель своей судьбы, он в лучшем случае соучастник.

Но если "кошка" никак для него не важна и низачем ему не нужна, если "спасение кошки" совершенно произвольно и не является некоей обязательной нормой - ну в самом деле, не обязан товарищ Сухов откапывать всех встречных закопанцев, не обязан Грязный Гарри делать работу сотрудников отдела по борьбе с ограблениями - значит, побуждение "спасти кошку" исходит изнутри героя; значит, он - актор, а не реактор.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments