Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

Прочитала "Повседневную жизнь Японии в эпоху Мэйдзи" Фредерика

Просто удивительно, сколько обычаев и порядков, ассоциирующихся с черт знает какой древностью, на самом деле есть плодом эпохи Мэйдзи и стремительной вестернизации страны!

Например, представление о японской женщине, как о бесправной рабыне домашнего очага, берет начало именно в этих годах. Хохма в том, что до реставрации женщины Японии были, конечно же, изрядно поражены в правах, но баланс между правами и обязанностями находился в пределах разумного. Например, случаи выдачи девушки замуж насильно были в крестьянской среде делом крайне редким. Не имея права на перемещение между границами провинций-ханов, крестьяне не имели и особенных возможностей выбора невесты, а феодальное землевладение нивелиовало уровень доходов на селе. Женщины и мужчины вносили в домашнее хозяйство равный трудовой вклад, поэтому  гнобить жену было делом невозможным: при попытке гнобления женщина либо возвращалась в свою семью, где с радостью принимали новые рабочие руки, либо вышибала из дома мужа, если приймаком был он.

Приобретение крестьянами права на собственность земли резко изменило такое положение дел. На деревне произошло социальное расслоение на богачей (по сельским, понятное дало, стандартам) и бедняков, и брак, который до этого носил характер добровольного союза двух практически равноправных (или, что вернее, равно бесправных) людей, приобрел характер земельной сделки. Поскольку законодательство содрали у Европы,  преимущественное право наследования получили мужчины. Таким образом, "оябун", глава большой семьи, где было много мальчиков, через браки сыновей мог рассчитывать на присоединение участков тех людей, у кого были в наследниках только дочери. Ценность дочернего брака в такой семье становилась практически нулевой и даже отницательной - ведь за дочерьми полагалось приданое. Одновременно обнищание менее удачливых крестьян увеличило количесвто сельскохозяйственных наемных рабочих, то есть, батраков, что свело ценность женского труда также практически к нулю.

Кроме того, отмена сословного разделения привела к тому, что разбогатевшие крестьяне в своем образе жизни начали как могли подражать самураям - которые, опять же, как могли, подражали европейцам и американцам - соответственно, усваивая актуальные нормы отношений между полами. А это были викторианские нормы. Если до эпохи Мэйдзи брак на селе нередко заключался в том, что невеста и жених начинали вместе жить, а собственно церемония проводилась в благоприятный день по гороскопу, то после Реставрации начала цениться девственность невесты и ее "общее благонравие". Если девушка из бедных слоев еще могла рассчитывать на брак по старинке, по взаимной симпатии, с человеком равного имущественного положения (хотя, конечно, и бедняки стали рассматривать хорошеньких дочерей как "средство передвижения" на социальную ступень выше), то дочь зажиточных крестьян была обречена на самое натуральное затворничество с 12 лет, чтобы к моменту выдачи ее замуж (в 15-16) никто не мог пустить о ней никаких слухов.

В самурайской среде брака по любви не знали в принципе еще со времен позднего Хэйана. Но и там женщина была не особенно пригноблена, потому что за ней стоял семейный клан. То же можно было сказать о горожанах - тёнин. Если жена была неугодна мужу, теряла "товарный вид" после родов или вследствие болезни, даже если она просто была плохой женой, то добиться развода было не так-то просто: у женщины было свое место в истеме феодальных зависимостей и обязанностей, она считалась как бы вассалом своего мужа, а самурай, запятнавший себя низким поведением по отношению к своему вассалу, выходил из доверия. Развод, конечно, плохо сказывался на репутации женщины - но и по репутации мужчины он сильно ударял. В глазах общества разведенный мужчина был человеком ненадежным. И его позор становился совсем уж запредельным, если развод осуществлялся по инициативе родственников жены. Причин для такого развода по закону было три: жестокое обращение, неспособность содержать семью, мужское бессилие. Одна другой краше, хоть сразу сеппуку делай.

Кроме того, роль "оку-сан", "госпожи внутренних покоев", предполагала прожолжение цепочки вассальных обязательств и зависимостей. Будучи вассалом мужа, жена имела штат собственных вассалов: слуг и младших родственников, и с их помощью керувала домом.

Эпоха Мэйдзи, разрушив эту феодальную систему, с одной стороны, эмансипировала мужчин, а с другой  - больно ударила по женщинам обратным концом мужской эмансипации. Упрощенная процедура развода ставила женщину в тотальную зависимость от мужа и его родителей. Если она не приходилась ко двору, ее просто выкидывали из дома, и это больше не считалось позорным. Кроме того, изменились жизненные стандарты. Термин "оку-сан" распространился с отменой сословий вниз,  в купеческую и даже крестьянскую среду - но ни у мелких купчих, ни у крестьянок не было штата слуг. Всю домашнюю работу женщина делала одна. Если в доме были другие женщины - свекровь или сестра мужа - то они вовсю пользовались привилегией родственниц: их-то не могли послать подальше в любой момент.

Опять же, именно эти социальные слои быстрее и полнее, чем крестьяне, усвоили викторианскую мораль - в городах было больше европейских культурных оразцов. Будучи помножена на японскую систему всегобщего долга и поддчинения, она принесла плоды в виде того образа покорной японской женщины, который стал стереотипом на боле чем век.
Subscribe

  • Почему русские не умеют в национализм

    Главный тезис этого наброса формируется просто: русский национализм - он как морская свинка, у которой, как мы помним, нет ничего общего ни со…

  • О ценностех ея

    Давайте немножко оттолкнемся от хроник скорбной Нины и обратим внимание на интересный факт: когда консерваторы затевают разговор о ценностях, из них,…

  • Культурний шок

    Я рідко сюди пишу, і саме тому покладу це тут, щоб не загубити, бо у Фейсбуці воно швидко спливе за течією часу. Я відкрила для себе ікони Любові…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Почему русские не умеют в национализм

    Главный тезис этого наброса формируется просто: русский национализм - он как морская свинка, у которой, как мы помним, нет ничего общего ни со…

  • О ценностех ея

    Давайте немножко оттолкнемся от хроник скорбной Нины и обратим внимание на интересный факт: когда консерваторы затевают разговор о ценностях, из них,…

  • Культурний шок

    Я рідко сюди пишу, і саме тому покладу це тут, щоб не загубити, бо у Фейсбуці воно швидко спливе за течією часу. Я відкрила для себе ікони Любові…