Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

Невротическая религиозность-9

Не ждали? Дукмали, я с головой ушла в эпоху Хэйан? Не дождетесь :).

Про Хэйан мы еще успеем - а вот про НР хотелось бы закончить до Пепельной Среды. Тема сегодняшнего прогона - невротическое смирение.

Смирение в христианстве - одна из самых сложных и тонких, если можно так выразиться, добродетелей. Оно - как древняя краска, которой были выведены два таинственных символа на стене катакомбы бронзового века: стоило мне открыть эти знаки, отвалив пласт глины - как свет и воздух погубили рисунок, оставив только его бледно-серую тень. Смирение не выносит света публичности, пристального взгляда - поэтому, стоит лишь задаться вопросом - "а смирен ли я"? - как благородно-синий цвет под лучами самолюбования выгорит до бледно-серого. Только совершенное смирение Иисуса могло констатировать себя и не угаснуть.

Однако есть еще и такой феномен, как невротическое смирение. В отличие от подлинного смирения, оно прекрасно живет на свету и может выдержать анализ, которым мы сейчас и займемся.

Карен Хорни характеризует смиренного невротика так: "Ему Нельзя считать себя выше других или проявлять подобные чувства в своем поведении. Напротив, он склонен подчиняться другим, зависеть от них и ублажать их. Для него наиболее характерно отношение к беспомощности и страданию, диаметрально противоположное отношению захватнического типа. Он весьма далек от ненависти к ним, он взращивает их и невольно раздувает; и, соответственно, если в отношении других к нему есть что-то, напоминающее восхищение им или признание, то это ставит его выше других и заставляет чувствовать себя неловко. Чего он жаждет, так это помощи, защиты, поглощающей любви".

Излишне говорить, что человек, отягощенный подобным комплексом, очень легко "находит себя" в Церкви принимая своих тараканов за подлинное смирение. В самом деле, церковь - одно из последних мест, откуда человека попрут за то, что он склонен со всеми соглашаться и всё терпеть. Проблема в том, что эта собачья поза покорности похожа на реальное смирение, "як свиня на коня" - и ноги вроде бы четыре, и шерсть, и хвост - а вот что-то, мягко говоря, не то...

Гланое отличие в том, что невротическое смирение, как и прочие невротические "добродетели", эгоцентрично с своей сути. Оно замешано на желании укрыться от базальной тревоги, "слившись с фоном". Стратегию "смирения" выбирают люди, чье детство прошло в тени блестящего родителя идли старшего брата (сестры) либо те, кто в результате следования другой невротической стратегии потерпел жизненный крах и теперь им не хватает пороха встать на ноги.

Подлинное смиирение присуще людям, у которых все в порядке с внутренним центром. Собственное "я" их не интересует так же, как человека в норме не интересует, например, собственное пищеварение. Взгляд подлинно смиренного человека обращен наружу - ему неинтересно свое "я", оно у него просто _есть_. Взгляд невротика, чьё "я" очень аморфно и нестойко, сосредоточен на этом "я" и постоянно высматривает его в переплетениях социальных и личных отношений. Если постоянно не концентрировать его на его "я" - оно растворяется, исчезает.

Если бы невротическое смирение плохо действовало только на развитие настоящего смирения - это было бы еще туда-сюда. Но невротическое смирение (в отличие от настоящего) ставит подножку ВСЕМ добродетелям. Если, например, невротический смиренник находит утешение для себя в молитве - он начинает бояться впадения в зависимость, а то и хуже - в прелесть. Если он занимается делами милосердия - у него начинается паника на тему "не слишком ли я выставляюсь". То же, если нужно служить Богу своим талантом певца, рисовальщика или чтеца - невротический смиренник может довести себя до болезни, лишь бы не оказаться случайно на переднем плане.

Но больше всего невротическое смирение вредит мужеству. Там, где нужно бывает противустать, сказать "нет", невротический смиренник предпочтет плыть по течению. Собственно говоря, необходимость противустать кому-то, особенно по церковной линии - капитальная "проверка на вшивость". Смирение Жанны проявлялось на поле боя и в решительном противостоянии судьям, когда речь шла об истине.

Невротические смиренники - наиболее частые жертвы авторитарных "батюшек", больше того - они часто сами ищут таких, а когда авторитарный батюшка и кружок невротических смиренников образуют "среду", эта среда очень эффективно занимается травлей всех "несмиренных". Почему так происходит?

Потому что невротическое стремление к контролю у "смиренника" никуда не девается - оно только вытесняется глубоко в подсознание, так, что невротик не просто боится дать себе отчет в наличии этого стремления, но форсирует противоположные тенденции. В молитвенной жизни у меня это проявлялось в том, что я не решалась просить у Бога ничего - только, в подражание Фоме аквинскому, говорила: "тебя лишь, Господи". Сейчас, анализируя эту ситуацию, я понимаю, что подсознательно рассчитывала на получение у Бога всего, о чем не просила, в награду за такую скромность. Но когда я не получила ожидаемого и разочаровалась в этом - фрустрация была просто дикой. Я чувствовала себя так, словно меня обворовали, обокрали со всех сторон, и кто? - сам Бог! На те вещи, которых я хотела, но "скромно" не решалась просить о них, я смотрела на самом деле как на готовую собственность - и когда чуда не случилось, отнеслась к неисполнению своих НЕВЫСКАЗАННЫХ просьб с той же яростью, что и к нарушению базовых человеческих прав.

Невротические смиренники часто бичуют себя на исповедях за малейшие отклонения от колеи своих "НАДО", но в упор не видят, что их смирение - на деле все то же сремление к контролю, только вывернутое наизнанку. "Смиренник" надеется контролировать мир, присоединившись к "сильной личности" или "сильной группе", под которую он "ляжет". Через слияние с сильной личностью или группой смиреннику удается обойти и внутренние запреты на открытое самовозвеличивание. Тогда идеальное "я" сливается с идеальным "мы" - и вне ээтого "мы", строго говоря, не существует вообще.
Tags: вера
Subscribe

  • Ни дня без Иссы

    捨さ苗犬の寝所にしたりけり sute sanae inu no nedoko ni shitari keri На рисовых ростках, Что в дело не пошли, Дремать улегся пес. 山犬の穴の中よりきりぎりす yama inu no ana…

  • Ни дня без Иссы

    大犬をこそぐり起す柳哉. ôinu wo kosoguri okosu yanagi kana Большущего пса Разбудила, щекотнув веточкой, ива. ともどもに犬もはらばふ夕はらひ tomodomo ni inu mo harabau yû…

  • Ни дня без Иссы

    うら町は犬の後架もはつ雪ぞ uramachi wa inu no kôka mo hatsu yuki zo И на задворках Собака справит нужду. Первый снегопад. おかしいと犬やふりむく雪礫 okashii to inu ya…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Ни дня без Иссы

    捨さ苗犬の寝所にしたりけり sute sanae inu no nedoko ni shitari keri На рисовых ростках, Что в дело не пошли, Дремать улегся пес. 山犬の穴の中よりきりぎりす yama inu no ana…

  • Ни дня без Иссы

    大犬をこそぐり起す柳哉. ôinu wo kosoguri okosu yanagi kana Большущего пса Разбудила, щекотнув веточкой, ива. ともどもに犬もはらばふ夕はらひ tomodomo ni inu mo harabau yû…

  • Ни дня без Иссы

    うら町は犬の後架もはつ雪ぞ uramachi wa inu no kôka mo hatsu yuki zo И на задворках Собака справит нужду. Первый снегопад. おかしいと犬やふりむく雪礫 okashii to inu ya…