Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Category:

Вот такая вот штука из френдленты прилетела

http://ivanov-petrov.livejournal.com/926076.html

А поскольку у меня Пятицарствие в буквальном смысле слова должно стоять на справедливости, это стало поводом жОстко задуматься.
Пока что я ни до чего не додумалась - процесс идет. Но первая стадия процесса - я уже как бы могу ее озвучить. Когда-то давно я постила "антивавилонский" прогон, где сравнивала нравственное очищение с физическим мытьем. Могултай очень гордится тем, ячто его система никого не обязывает к мытью - она обязывает только к тому, чтобы другим твоя вонь не причиняла слишком сильного дискомфорта, но эта проблема разрешается на самом деле общей немытостью. Если все воняют одинаково, то никто ни на кого не раздражается, а человек с привычкой мыться хотя бы раз в месяц будет в таком обществе как гвоздь в сапоге. И самому тяжело, и другим муторно от него.

В обществе же, где чистота становится идеалом, а мытье нормой, немедленно возникают конфликты на почве отноления к чистоте. Мы все это знаем, потому что живем в нем. Оно расслаивается по отношению к чистоте и нечистоте: возникают круги чистюль, которым неприятно общаться с человеком, моющимся раз в три дня - и круги людей, продолжающих относиться к грязи по принципу "само отвалится", и много промежуточных кругов. Возникают конфликты. И с этим ничего не сделаешь. Единственный выход, который дает возможнсть примирить _всех_ - назад в грязь.

Допустим, самая многочисленная группа - это люди с привычкой ходить в баню по субботам. Они будут плохо относиться к грязнулям, моющимся раз в месяц и реже. Но еще более жесткой обструкции с их стороны будут подвергаться чистюли, моющиеся раз в день: первые просто воняют, но на их фоне можно чувсвовать себя хорошим, зато вторые причиняют более глубокий дискомфорт: они, во-первых, постоянно напоминают о недостаточности твоих гигиенических усилий, а во-вторых, у них, как правило, есть и дополнительные возможности по поддержанию чистоты - что служит предметом зависти, которую озвучивать негласно запрещено: ведь в твоей среде принято считать еженедельное мытье вполне достаточным, а значит, завидовать чистюлям нечего. Но вот высказать некоторое злорадство, когда чистюля падает и вываливается в грязи - это можно.

С нравственностью - та же петрушка. Справедливость - один из аспектов нравственной чистоты. Идеал ее недостижим, как и всякий идеал. Чтобы поддерживать справедливость на минимальном уровне, нужно в нее верить - но именно вера людей, поддерживающих ее на минимальном уровне, приобретает форм "жила-была девочка, сама виновата". Почему? Потому что человек сталкивается с бессилием поддержать справедливость на должном уровне - и испытывает по этому поводу фрустрацию. Он верит в справедливость как в некую социальную игру, в которой за деяния следует _адекватное_ воздаяние. Он сам играет по таким правилам. Это стоит ему усилий, причем усилий на грани возможного - на более он зачастую просто неспособен. Когда он сталкивается с очевидным свидетельством того, что эти усилия могут не окупиться - возникает фрустрация. И самый простой способ подавить ее - это уговорить себя, что с жертвой несправедливости на самом деле поступили справедливо. Иначе ведь выходит, что все твои старания по поддержанию справедливости в своем кругу - насмарку.

Лицемерие - цена, которую слабость платит нравственности.
Tags: Пятицарствие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments