Ольга Чигиринская (morreth) wrote,
Ольга Чигиринская
morreth

Categories:

Пекельний чортяко

В эти выходные сходила на "Хеллбоя и золотую армию".
Понравилось, холера. И захотелось написать что-то вроде признания в любви.

Во-первых, сам Хеллбой. Все сложилось дивно, во времени сошлись комиксмейкер Миньола, режиссер Гильермо дель Торо и актер Рон Перлман. Так получилась идеальная экранизация, каковых в истории кинематографа раз-два и обчелся. Атмосферная, ироничная, залихватская, добрая.

Атмосфера

- This is the worst place on Earth...
(c) Hellboy

Кто видел комиксы Миньолы про Хеллбоя - тот помнит скупую графику, угловатые фигуры и гамму из четырех цветов: красный, серый всех оттенков, темно-синий, черный. Ночные герои в борьбе против созданий ночи. Если действие происходит днем - оно происходит в темном лесу, подземелье, старинном замке, канализации, или вовсе в другом измерении - словом, там, где источников есественного света не очень много.





На рисунках Миньолы практически нет полутонов: тени - сплошной черный цвет. Герои и злодеи, изображенные со всей плакатной условностью, нередко остаются черными силуэтами на темном фоне. И вместе с тем Миньоле прекрасно удается, сведя выразительные средства к минимум миниморум, достигать в кадре колоссального напряжения и динамики:




А может, и не "вместе с тем", а благодаря этому": ведь детское сознание не приемлет полутонов, а Миньола выволакивает из подсознания все сказки и детские страхи, сидящие там черт знает с каких времен. В одной из его биографий сказано, что интетрес к "созданием ночи" пробудила в нем книга... Дж. Беньяна "Путь паломника", а точнее - картинка в этой книге, на которой рыцарь сражался с драконом. Чудовищ Миньола одолжил у человечества. Героя придумал сам.



Характер

- O-o-o-oh, crap...
(c) Hellboy

- Ничего такого я не планировал, - раскказывает Миньола, - и никогда не думал, что так получится. Первоначальный план для Хеллбоя был - нарисовать шесть или восемь страниц о его происхождении, и больше ни слова не гоорить об этом, просто сделать его обычным пернем, который абсурдно демонически выглядит и ведет себя как ходячая хохма. Но когда я нарисовал второй том, где был момент самоосознания Хеллбоя, я понял, что этот парень - само отрицание, иэто очень интересн, когда у тебя есть персонаж, который говоит: "Да, я понимаю, тут все не так просто, потому что у меня рога и хвост, но я предпочитаю об этом не думать, потому что когда я начинаю думать об этом, я вижу, что там, похоже, ничего хорошего, так что я на это просто забиваю". Но мало-помалу, с развитием сюжета, я понимал, что от этого вопроса мне никуда не деться. Мне пришлось напрямую обратиться к вопросу о том, кто такой Хеллбой, каково его предназначение, и не сихнется ли он от этого (смех). Он не может ничего с этим поделатьь. Можно примиритьтся с тем, кто он сть, но нельзя - с тем, для чего его создали, и все это потмоу, что я детстве читсл слишком много Майкла Муркока. Все эти его герои, которые говорят: "Слава богу, я наконец-то умер - неужели боль закончится?"



Рон Перлман, большеротый, корявый, страшный - идеальное киновоплощение Хеллбоя. Молодец дель Торо, никому не позволил продавить себя и навязать другого актера.





В свои 58 Перлман невероятно хорош: дерется, стреляет, прыгает - с ума сойти. О Боже, пожалуйстапожалуйстапожалуйста, пусть экранизируют "Фоллаут" и пусть Рон сыграет одного из супермутантов - лейтенанта Лу или Маркуса! Лучше Маркуса - "на лицо ужасного, доброго внутри".

Но попадание актера "в десятку" - это не только совпадение внешности героя и персонажа (оба выглядят как дружеский шарж на самого себя). Во всех ролях Рона Перлмана есть что-то от ребенка. Он - чудовище с прекрасными, очень светлыми детскими глазами. Именно эта черта и подкупает в Хеллбое - пусть ему 60 человеческих лет - по демонским меркам он еще мальчишка и ведет себя как мальчишка. Жаждет славы, пизнания, но больше всео - любви.

По-настоящему ведь интересен тот персонадж, который в основе своей достоверно противоречив (недостоверные противоречия оставим мэрисьюшницам). Хеллбой по происходждению - дьявол, предназначенный погубить землю. Дьявол не умеет любить, а в предназначение Хеллбоя эта любовь и вовсе никак не вписывается. Но что-то у господ злодеев не заладилось, Бог улыбнулся и поднял камешек - а чертенок, вырванный из адских глубин силой колдовства оказался на воспитании у профессора Брума, исследователя паранормальных явлений и доброго христианина.

Крое всего прочего мне нравится в этих комиксах и фильмах то, что, пародируя околохристианский оккультизм, они проникнуты очень христианским по сути духом. "Темный" и "Сумеречный" мир, в который погружаются герои по долгу службы, мир языческих богов и демонов, "малого народца", лавкрафтовских чудовищ - движим верой в судьбу и предначертание. Хеллбой и компания движимы иной верой, с точки зрения темных народов - иррациональной: в любовь, дружбу, возможность счастья. Бог остается фигурой умолчания - но это, в общем, правильно. Однажды один из деятелей елизаветинской Англии сказал Дж. Бруно: "Чтобы убедиться в существовании дьявола, достаточно заглянуть себе в душу". Хеллбою достаточно посмотреться в зеркало.

Ну и что? То, что у него снаружи, у большинства из нас - внутри. Разница только в этом. Да еще в том, что Хеллбой по такому случаю избавлен от многих иллюзий, которые пестует человек.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments